Ягдпантера Jagdpanzer V Jagdpanther


Ягдпантера – самая опасная немецкая самоходка.

Немецкая САУ Sd.Kfz.173 Jagdpanzer V Jagdpanther, в нашей традиции именуемая как Ягдпантера или охотничья пантера, обладала феноменальной бронепробиваемостью. Много хлопот причинила она нашим танкистам и самоходчикам, для которых она стала самым опасным противником на завершающем этапе войны.

Напав на Советский Союз, немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии: их основная 37-миллиметровая противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильной против КВ-1 и Т-34. Даже принятая на вооружение незадолго да нападения на СССР 50-мм Рак 38 также не решала эту проблему, так как пробивала броню наших танков лишь с близких дистанций. Более или менее с задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода второй мировой войны.

Единственным же орудием, гарантированно пробивающим нашу броню, в начале войны оказалась 88-мм зенитная пушка FlaK 18/36/37/41. Однако противотанковое применение зенитки было вынужденной мерой, и немецкие фирмы продолжали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить эту зенитку от решения несвойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8,8 cm Рак 43 – 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года. Орудие имело ствол массой 3650 кг и длиной 6280 мм.

Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Первоначально предполагалось создать 88-миллиметровую самоходку первоначально предполагалось на шасси Pz.IV, и к августу 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе этого танка. Однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43 шасси будущего танка Пантера. Реализацию проекта поручили фирме Krupp. Уже в сентябре ее специалисты изготовили модель в масштабе 1 к 10, но 15 октября 1942 года на заседании в Рейхсминистерстве военной экономики и промышленности, проходившем под руководством А. Шпеера, было приняло решение о передаче дальнейшей разработки фирме Daimler-Benz, так как, изначально, сборка новой САУ планировалась на предприятиях именно этой фирмы. Правда, фирма Krupp по-прежнему должна была вести работы по проектированию. К 16 ноября крупповцы изготовили полномасштабную деревянную модель, которая мало походила на окончательный вариант Ягдпантеры.

В конце концов серийное производство САУ фирме MIAG (Muhlenbau-Industrie AG) В сентябре 1943 года там собрали первую рубку. В соответствии с уточненным техническим заданием, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов рубки и нижнего лобового листа корпуса – 50 мм, бортов и кормы корпуса – 40 мм, крыши рубки – 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжёлой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета, вместо планировавшегося сектора обстрела в 14° влево и вправо он обеспечивал только 12°. Экипаж сократился до пяти человек.

20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех. Серийное производство началось на заводе фирмы MI AG в Брауншвейге в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера машина получила название Jagdpanther – Ягдпантера. Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 Ягдпантер. Однако до окончания войны фирма MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover) сумели изготовить только 384 машины. В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РАК 43/3 L/71 (либо РАК 43/4 L/71) калибра 88 мм.

Длина ствола орудия вместе с двухкамерным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг Угол горизонтального наведения пушки составлял ±1°, угол возвышения + 14°. склонения -8°. В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела – 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность стрельбы составляла 9350 м, а скорострельность доходила до 8 выстрелов в минуту.

Вспомогательное вооружение Ягдпантеры состояло из пулемета MG 34, размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета составлял 1200 патронов. В распоряжении экипажа имелись два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона. На Ягдпантере устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL-230P30 мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин.

Комментариев нет :

Отправить комментарий